Стройка дома

Семья и родители как агенты социализации. Социализация на различных этапах жизни человека Социализация этапы агенты основные институты и виды

Социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, аген­ты и институты социализации делятся на первичных и вторичных.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваи­вает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей это­го процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей сте­пени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относят­ся люди и социальные институты.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализа­ции и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья се­мьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группи­ровок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, ной важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотруд­ники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как прави­ло, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье гово­рят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родствен­ников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой полови­не жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторич­ная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрос­левший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, на­зываемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в со­знательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажет­ся среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выпол­няет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социа­лизации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функ­ций (отец - опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторич­ной - одну-две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему со­циализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ро­весники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают ро­дители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и соци­альных норм, бесцеремонность и т.д.

Группа ровесников - важнейший агент социализации. Это начинает ощу­щаться, когда ребенок 5 лет вынужден все время играть с детьми 10-12 лет либо с родителями и бабушками. Малодетность российских семей - это не только демографический, но и социализационный кризис. Особенно ровес­ников не хватает в старых городских кварталах.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализа­ции только то, чему они обучены или социализированы сами. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников - как

быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ро­весников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функ­цию - облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

У американских юношей товарищем по играм и учителем все чаще вы­ступает компьютер. Несомненно, скоро так же будет и у нас. Создается по­коление людей, воспитанных машинами, а не человеком.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторич­ной - нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специ­ализированы. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ро­весников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социали­зации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но того же самого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узкоспециализированы: судья не может заменить бригади­ра или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговремен­ные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внеш­ность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги зато, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями, а вторичную - те, кто связан формально-деловы­ми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет довери­тельно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вто­ричной социализации. Милиционер или полицейский всегда выступает в

роли вторичного социализатора. По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, «первичная социализация не может происходить без эмоционально заря­ женной идентификации ребенка с его значимыми другими, вторичная соци­ализация по большей части может обойтись без таковой и эффективно про­текать лишь на фоне взаимной идентификации, которая является составной частью любой коммуникации между людьми. Грубо говоря, необходимо лю­бить свою мать, но не учителя. Социализация в более взрослой жизни обыч­но начинается для того, чтобы справиться с эмоциональными воспоминани­ями детства, с целью радикальной трансформации субъективной реальнос­ти индивида» 1 .

Первичная социализация представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей в семье, осуществляемый теми агентами социализации, ко-

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М, 1995. С. 230.

Наиболее важные агенты первичной социализации

Агенты вторичной социализации 108

торые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве.

Целью первичной специализации выступает формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, которая проявляется в дове­рии, послушании, желании делать им приятное и доброе.

Эффективным приемом первичной социализации является поведение родителей, которое выступает наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Социализирующее действие оказывает бли­зость матери и отца во время сна и бодрствования (прогулок, игр, развле­чений, кормления). Телесные ограничения - формы физического сдержи­вания ребенка, включают пеленание, содержание его в манеже, одевание и т.п. Сюда же можно отнести технику ношения детей (на груди, за спиной,

в плетеных корзинках или в коляске). Телесные контакты с ребенком тех, кто о нем заботится, различаются по времени (какую часть дня они прово­дят вместе), частоте, содержанию и интенсивности.

Важнейшим актом первичной со­циализации выступает кормление грудью. Грудное вскармливание - это тонкие эмоциональные отношения между матерью и ребенком, такого же уровня, как ласковый жест или поцелуй. Оно помогает успешному проте­канию социализации в раннем возрасте. Кормление грудью - интимная сфера жизни каждой семьи, оберегаемая и почитаемая представителями сильного пола. Люди возвели этот акт первичной социализации до уровня высокой культуры и религиозного почитания, достаточно вспомнить кор­мящую мадонну. Известно, что в северных странах женщины часто кормят детей грудью очень долго, до года или до двух. Эти дети хорошо развивают­ся, и эти женщины прекрасно себя чувствуют.

Агенты и лидеры социализации - те люди, которые призывают к измене­нию ценностей или поведения, подают образцы высоконравственного или безнравственного поведения и т.п. Гитлер, Махатма Ганди, Сталин - лиде­ры и агенты социализации. Нищенствующие монахи и юродивые - лиде­ры и герои социализации. Вообще харизматическая личность - типичный социализатор, как и другие авторитетные личности; ею может стать также дворовый парень, тренер по карате, телегерой, поп-звезда, школьный учи­тель.

Агенты прямого действия - субъекты социализации, находящиеся в непо­средственном личном и длительном контакте с объектом социализации. К ним относятся родители, родственники, учителя и друзья. Они оказыва­ют социализирующее воздействие на вербальном, словесном и поведенчес­ком уровне. Самое главное - они влияют на ребенка благодаря своему лич­ному опыту, личному примеру.

Агенты непрямого действия - субъекты социализации, не находящиеся в непосредственном личном и длительном контакте с объектом социализа­ции. К ним относятся звезды эстрады, у которых есть свои поклонники и

фанаты, культурные герои, исторические и политические деятели, извест­ные журналисты, своим мнением оказывающие влияние на общественное мнение, литературные персонажи, теле- и киногерои. Они оказывают со­циализирующее воздействие на вербальном, словесном и поведенческом уровне. Самое главное - они не влияют на ребенка благодаря своему лич­ному опыту, жизненному примеру, повседневным действиям, поскольку не находятся в непосредственном контакте с объектом социализации. Такое влияние можно назвать дистанционным.

Способы социализации зависят от того, к какому полу относится агент пер­вичной социализации. Отцы, дяди, дедушки, братья совсем иначе воспиты­вают детей, чем матери, тети, бабушки и сестры. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, действует угро­зой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опе­ка и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрос­лых, несамостоятельность. Отец культивирует силовые и военные игры, раз­вивающие самостоятельность и собственную активность ребенка.

Первичная социализация закладывает основы идентификации с полом. Мальчики играют в военные игры, а девочки в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек - мягкими, хозяйственными, за­ботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социа­лизации. Ненормальным он становится тогда, когда мальчиков обучают женским качествам, а девочек - мужским.

Как правило, мужчины предпочитают взаимодействовать с подросшим ребенком, в то время как роль женщины особенно сильна в младенчестве. Именно отец обучает ребенка важнейшим трудовым навыкам - умению сто­лярничать, слесарным работам, навыкам охоты, земледелию и рыболовству. Обычно отцы не занимаются непосредственным уходом за новорожденным, активный контакт начинается, когда ребенку исполняется 1,5-2 года и боль­ше.

Если у матери родительская любовь имеет биологическую предрасполо­женность, то у отца она появляется со временем - в процессе социализации ребенка. На протяжении всей истории человечества отец, как агент социа­лизации, выполнял следующие роли: кормильца, т.е. гаранта материального благополучия семьи, дисциплинатора, компаньона, «властной фигуры» -

персонификатора власти, воспитате­ля, эталона поведения.

Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении. Школа дает знания, предприятие - средства существования, церковь - духовное общение и т.п. Напротив, агенты пер­вичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добыт­чика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учи­теля, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиро­дителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.

Все институты, так или иначе причастные к социализации, можно клас­сифицировать как общие и специализированные. К общим следует отно­сить семью, детсад, школу, вуз, армию, производство, государство, а к спе­циализированным - такие учреждения и институции, которые созданы на­меренно с целью оказания услуг по социализации. К ним относятся ассоциации, фонды, школы и библиотеки, дома молодежи и дома преста­релых, в уставе которых зафиксирована цель оказания социализирующих действий на своих клиентов. Социализирующая цель может содержаться в уставных документах явно (указывается термин «социализация» и расшиф­ровывается перечень соответствующих услуг) и неявно (термин не указы­вается, но перечислен спектр услуг, которые покрываются понятием соци­ализации). При этом специализированные институты могут функциониро­вать как на платной, так и на бесплатной основе.

Первый вопрос подразумевает рассмотрение такой важной проблемы как соотношение природного (генетического) и социокультурного в человеке.

Будет полезным соотнести мнения на сей счёт представителей расово-антропологической школы и школы «евгеники» (Гобино, Чемберлен, Ляпуж, Гальтон, Пирсон, Кейкрафт, Кидд) и таких учёных как К. Маркс, К. Леви-Стросс, З. Фрейд, Ф. Гиддингс, Дж. Мид, Ч. Кули, Л. Колберг.

Первые были уверены в том, что личностные свойства являются врождёнными, зависят от географической среды, расовой принадлежности, одарённости родителей и передаются по наследству. Такая позиция имела не только чисто научную (скорее антинаучную), но также и политическую цель, поскольку провозглашала многие народы, прежде всего африканцев и азиатов, людьми второго сорта не способными подняться до уровня западных европейцев. Подумайте, есть ли в их суждениях хотя бы какая-то доля истины .

Вторые были уверены в том, что человеческая личность является продуктом социальной среды, то есть на её становление главным образом влияют воспитание, образование, условия семейной и общественной жизни.

Глубокие научные исследования и практика общественной жизни подтвердили правоту вторых. В этой связи рекомендуем студентам обратить внимание на проблему феральных людей (маугли), педагогические эксперименты проведённые К. Леви-Строссом и опыты американских исследователей, проводивших искусственные оплодотворения женщин.

Между прочим, многие исследователи считают, что роль генетического фактора полностью отрицать нельзя. Известный англо-американский учёный Р. Кеттел утверждает, что человеческая личность является на две третих социальным продуктом и на одну треть определяется генетическим материалом. Современные исследователи утверждают, что гены главным образом влияют на биологическую и психологическую структуру человека, на его физическое здоровье. То есть талант, целеустремлённость, настойчивость, успехи, выдающиеся достижения от родителей к детям в обязательном порядке не передаются, а вот низкий или высокий рост, большая или маленькая голова, цвет глаз, волос, болезни, в том числе психические, скорее всего передадутся. Не обязательно, но вероятность подобного достаточно велика. В принципе студенты могут удостовериться в этом, проанализировав собственную жизнь и жизнь своих родственников и знакомых. Тем самым проверить истинность данного утверждения на деле.



Студентам необходимо чётко уяснить, что социализация– это непрерывный процесс усвоения и активного воспроизводства индивидомсоциокультурного опыта (норм, ценностей, образцов поведения, статусов, ролей и т.д.) необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

Примите во внимание, что социализация или становление социального «Я» предполагает наличие:

· объекта социализирующего воздействия;

· субъектов (агентов);

· регулярного воздействия агентов на объект;

· институтов, ориентированных на социализирующую деятельность;

· ресурсов, с помощью которых осуществляется социализация;

· общественных и групповых идеалов и ценностей;

· определённых этапов процесса социализации;

· контроля за процессом социализации со стороны общества и государства.

Подумайте над тем, правомерно ли социализацию называть важнейшим видом общественного производства, наряду с производством материальных благ. Если да, то почему? Выясните, кто ввёл в научный обиход термин «Социализация».



Второй вопрос рассматриваемой темы ориентирован на анализ этапов социализации . Здесь важно иметь в виду, что социализация индивида процесс сложный, длительный, противоречивый, многоступенчатый. Исследователи, которые занимаются изучением этой проблемы выделяют различное количество этапов или стадий в становлении человеческой личности. Скажем у З. Фрейда их, например, - четыре, у Дж. Мида три, у Л. Колберга – шесть стадий, у Э. Эриксона – восемь. Российские социологии чаще всего выделяет два этапа (первичной и вторичной социализации ).

Каждая из названных здесь концепций, да и многие из не упомянутых выше представляют несомненный интерес.

Студентам желательно ознакомиться с несколькими концепциями социализации, чтобы составить обширную картину этого важного процесса .

Для начала обратите внимание на концепцию американского социолога Джорджа Мида. Свои идеи на сей счёт он изложил в работах «Азия» и «Интернализованные другие и самость». Студентам целесообразно прочитать названные работы.

По Миду возникновение «Я» полностью социально. В то же время социальное «Я» является источником движения и развития общества. Процесс социализации включает три стадии:

Имитации, или копирования детьми поведения взрослых;

Игровой стадии, когда дети воспринимают поступки людей как исполнение ролей;

Групповой игры, когда дети осмысливают ожидания целой группы людей. Выскажите собственные суждения по поводу перечисленных стадий; дайте им аргументированное объяснение.

Американский исследователь Лоренс Колберг утверждает, что основой социализации личности выступает её нравственное развитие, имеющее шесть стадий становления. На первых двух дети ещё не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания и заслужить поощрения. На третей – дети стремятся заслужить социальное одобрение. На четвёртой – происходит осознание интересов общества и правил поведения в нём. На пятой стадии формируется способность делать обобщения, представлять себе, что произойдёт, если все будут поступать определённым образом. На шестой стадии у социализирующихся формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Как вы считаете, правомерно ли за основу социализации личности принимать её нравственное развитие. Имеет ли нравственность столь важное значение в наши дни?

Особо рекомендуем студентам изучить нюансы концепции социализации американского исследователяЭрика Эриксона, которую он излагает в своей знаменитой работе «Детство и общество». Важно уяснить, что главная идея этой концепции состоит в том, что человек в течении всей жизни проходит восемь универсальных стадий социализации, которые характерны для всего человечества, для разных времён, народов и цивилизаций, хотя в разных обществах они варьируются по-разному. С точки зрения Эриксона личность развивается ступенчато, поднимаясь от одной ступени (стадии) к другой, при этом расширяется радиус её социального взаимодействия и социальный кругозор. Каждая ступень наступает для человека в определённое время. Полноценная личность может сформироваться лишь в том случае, если она пройдёт все стадии социализации и разрешит все возникающие кризисы.

Первая стадия (младенчество) охватывает первый год жизни. В этот период формируется... А вот какие особенности первой и остальных семи стадий попробуйте проанализировать сами. Особое внимание обратите на пятую (подростковую) стадию социализации. Она, согласно Э.Эриксону, самая значимая. В силу чего необходимо разобраться почему она является таковой и какие задачи решаются в этот период. Сравните концепцию Э. Эриксона с другими, известными вам концепциями.

Третий вопрос предполагает акцептировать внимание студентов на агентах и институтах, осуществляющих социализацию личности . Напомним, что под агентами социализации в социологии понимают конкретных индивидов, непосредственно участвующих в социализации личности, обучающих её общественным нормам, правилам и обычаям, готовящих её к выполнению многообразных социальных ролей .

Чаще всего социологи (особенно российские) делят агентов социализации на первичных и вторичных, соответственно этапам социализации и той роли, которую они играют в процессе становления личности. Студенты, естественно, знают, что к агентам первичной социализации относятся мать, отец, бабушки, дедушки, сёстры, братья. То есть речь идёт о тех людях, которые длительное время непосредственно взаимодействуют с объектом социализации, кто, говоря словами М. Вебера, действует по призванию, по необходимости, по убеждению. Они не берут денег за эту работу, а требуют взаимности, уважения, дружбы, уважения, любви. А вот подумайте правомерно ли к такой категории агентов относить опекунов, нянь, друзей, сверстников, друзей семьи, врачей, учителей, тренеров? Попробуйте конкретизировать особенности социализирующего воздействия родителей и учителей. Подумайте над тем кто из вышеназванных агентов довольно часто оказывает негативное воздействие на социализирующихся?

Конечно же, непростой вопрос – кого отнести к агентам вторичной социализации? Их очень много и довольно часто они меняются. Принято считать, что это такие субъекты, которые оказывают менее значимое и более узконаправленное воздействие на социализирующегося индивида. Это те, кто стоят во втором ряду данного процесса, работая, так сказать, по профессии. Эти агенты узко специализированы. Для студентов – этовузовский преподаватель, декан и его заместители. А кого ещё можно отнести к этой категории агентов? Подумайте какие функции конкретно выполняют агенты вузовской социализации, какие проблемы возникают в этом процессе. Надо разобраться и в том, какими методами действуют агенты первичной и агенты вторичной социализации. Могут ли быть некоторые личности одновременно агентами первичной и вторичной социализации?

Что касается институтов социализации, то в социологии под ними вполне определённо понимаются учреждения и организации, организующие, направляющие и корректирующие становление личности.

Следует обратить внимание наспециализированные (семья, детсад, школа, вуз) и неспециализированные (экономика, право, мораль, государство) институты социализации. Подумайте какие социальные институты оказывают организованное и какие стихийное воздействие на социализации личности.

Разберитесь в том, что такое латентная социализация, ресоциализация и десоциализация .

Проанализируйте процесс собственной социализации, её наиболее важные аспекты и этапы. Вспомните агентов социализации, оказавших на Вас максимальное воздействие.

В процессе подготовки к семинару изучите указанную выше учебную и научную литературу. Не забудьте внимательно прочесть конспект лекций по данной теме. Используйте материалы сайта нашей кафедры . Желаем Вам добротного освоения темы «Социализация»!

Занятие 15

Агенты и институты социализации

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты.

Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. Таким образом, агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Поскольку социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи. Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Социализация на различных этапах жизни человека

Первичная социализация.

С самого рождения ребенок взаимодействует не только со своим телом и с физическим окружением, но и с другими человеческими существами. Его опыт общения с ними имеет решающее значение для всего приобретаемого опыта в целом.

Биография индивида с момента его рождения - это предпосылки его отношений с другими людьми. Именно через эти паттерны организм устанавливает стабильные связи с внешним миром, причем как социальным, так и физическим. Эти паттерны пронизывают даже организм на физиологическом уровне - ведь ребенок очень зависим от окружающих его людей, и они решают когда ему принимать пищу, будет ли он в безопасности и сколько будет спать. В этом аспекте в разные исторические периоды и в разных национальных культурах складываются свои представления, которые зависят от социального положения человека и устоявшихся представлений в обществе. Таким образом социальный фактор является одним из основополагающих при формировании интеллекта ребенка. Удовлетворение не только эмоциональных и интеллектуальных, но даже физических потребностей (например, кормление грудью) может напрямую зависеть от него.

Типовая социальная ситуация "неравенство возможностей - неравный старт" проявляется уже в первые годы жизни ребенка

Существует мнение, что в ходе индивидуального развития ребенка существует критический период - от 7 до 9 лет, перейдя который дети не получившие опыт социализации в человеческом обществе, уже не смогут его получить. Эта возможность утрачивается для них, и им становится практически невозможно полноценно жить в обществе. Это подтверждают многочисленные факты существования детей-маугли или "феральных людей".

Значение именно ранних воздействий, развивающих личность и интеллект, подчеркивается в работе Р. Бергинса, который показывает, что 20% будущего интеллекта приобретается к концу первого года жизни, 50% - к четырем-пяти годам, 80% - к 8 года, 92% - до 13 лет. Считается, что уже в этом возрасте можно с достаточно высокой вероятностью предсказать как сферу так и "поток" будущих возможных достижений.

Вторичная социализация.

Совпадает по времени с получением формального образования, и во многом зависит от квалификации педагогов, качества педагогических методик, условий образовательного процесса. Как разумеющееся социальное происхождение и культурно-материальный уровень семьи становится определяющим фактором.

Одна из главных функций этапа вторичной организации - общая подготовка индивида к предстоящей ему в дальнейшем жизнедеятельности в социальных институтах, действующих в рамках формальных организаций. Поэтому школа помимо предоставления определенного набора знаний своим воспитанникам, всегда ставит перед собой задачу привития им господствующих в данном обществе в данный исторический период идеологических и моральных ценностей.

Таким образом, явной функций вторичной социализации является интеллектуализация личности, выработка навыков логического мышления. Скрытой функций становится выработка навыков функционирования в условиях формальной организации. До прихода в школу ребенок существовал в малых неформальных группах - семье, компании сверстников, для них он был уникальной, неповторимой личностью. Садясь за парту, он становится одним из многих, приобретая формальный статус ученика ли воспитанника.

Практически все школы и другие организации в сфере образовательных институтов имеют формальный учебный план, охватывающий определенные области академического знания для освоения учениками. Однако помимо него существует ряд ценностей и принципов, передаваемых в неявном виде. Этот план призван поддерживать социальный контроль в школе, что, в конечном счете, приучает людей приспосабливаться к реально функционирующей государственной власти, а также господствующей идеологии, заставляет воспринимать социальное неравенство как естественное состояние и обеспечивает, таким образом, культурное воспроизводство в данном обществе.

Нередко это откладывает отпечаток на интеллект. Можно наблюдать что, как правило, творческие и независимые ученики относительно слабо успевают в школе, в то время как преуспевают школьники, обладающие такими качествами как пунктуальность, дисциплина, повиновение и прилежание.

Уровень и качество образования, само его наличие выступает важнейшим фактором формирование индивидуального интеллекта. Зависимость между образованием и уровнем психометрического интеллекта неоднократно подтверждались разными исследованиями. Например, Л.Н. Борисова проанализировала результаты эксперимента по определению уровня интеллекта в пяти группах с различными уровнями образования. Как и следовало ожидать, разрыв в уровне интеллекта по мере повышения образовательного уровня заметно увеличивается.

Социализация зрелости.

Большинство авторов сосредоточивают практически все свое внимание лишь на первых двух фазах, иногда не упоминая о двух последующих. В этом есть смысл: предполагается, что социализация завершается с наступлением биологической и социальной зрелости. Однако, если мы рассматриваем социализацию в широком смысле - как освоение норм и ценностей общества в котором живет индивид, - мы должны согласиться что она продолжается почти всю жизнь. Правда, учитывая огромное разнообразие общественных практик и различие включенности в них разных членов общества, довольно трудно выделить типовые паттерны социализации зрелого возраста.

Можно выделить два типовых момента:

Освоение роли самостоятельного экономического агента. Завершая вторичную социализацию, человек должен научиться самостоятельно заботиться о добыче средств для своего существования.

Обзаведение собственной семьей. Это означает не только прямое участие в продолжении его рода в биологическом смысле. С наступлением третьего этапа он сам превращается в агента социализации. От него требуется освоение новых ролей - мужа, жены, отца, матери, воспитателя, опекуна, наставника.

Социализация старости.

Появление этого этапа возможно только в индустриальном обществе, причем на высоких уровнях его развития.

В дописьменные обществах старики были объектом уважения и почитания, потому что в отсутствие иных материальных носителей информации они являлись живыми хранилищами мудрости, обычаев, сведений об имущественных и иных правах. К тому же в то время мало кто доживал до преклонного возраста, и это само по себе выделяло его среди соплеменников.

Старость в современном обществе означает неизбежное понижение социального статуса. Постепенный или резкий - в связи с выходом на пенсию - уход с рынка труда означает одновременное снижение значимости всех параметров в системе профессиональной стратификации - как для самого человека, так и для окружающих его людей. Эти потери становятся особенно чувствительными в связи с тем, что они обычно совпадают со снижением уровня доходов и состояния здоровья. И, конечно же, приходится адаптироваться к ощущению социальной и профессиональной невостребованности.

Однако, в развитых странах система социального обеспечения по старости позволяет обеспечить пожилым людям уровень жизни, который намного выше в сравнение с тем, что имело место даже всего полвека назад. Кроме того у пенсионеров часто встречается превышение доходов над расходами, в связи с тем, что их запросы с возрастом становят меньше, и предыдущий период жизни дал определенные накопления (выплачены все крупные приобретения, имеется счет в банке). По сравнению со своими детьми пожилые люди обладают неограниченным запасом свободного времени.

Период старости означает выход на заключительный этап социализации, в котором тоже необходимо осваивать новые социальные роли (бабушка, дедушка, пенсионер, иждивенец), и который требует определенной психологической адаптации к новому социальному положению.

Процесс социализации происходит с помощью людей и учреждений (институтов). Их называют агентами социали­зации.

Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида -первичную и вторичную, постольку агенты и институты соци­ализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сес­тры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, при­ходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение че­ловека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой

группе как первичной, Первичная среда - не только ближай­шая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации - представители адми­нистрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий,суда и т. д.

Термин «вторичная» охватывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное воздействие на че­ловека. Контакты с такими агентами происходят реже, они ме­нее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глу­бокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами в со­циологии называют формальные организации, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом соци­ализации, но первичным (как и школу). А когда подразуме­вают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно проходит в первой, половине жизни. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он стал­кивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации, - про­изводством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т. д.

Первичная социализация - сфера межличностных отно­шений, вторичная социализация - сфера социальных отно­шений. Одно и то же лицо может быть агентом как первич­ной, так и вторичной социализации.

Каждый агент первичной социализации выполняет мно­жество функций (например, отец - опекун, администратор, вос­питатель, учитель, друг), а вторичной - одну-две. Среди аген­тов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, про­ходящему социализацию, родители находятся в превосходящей

позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные реше­ния, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и ро­дители воздействуют на ребенка в противоположных направ­лениях, и первые сводят на нет усилия вторых. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговре­менные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное по­ведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации со­стоит также в том, что агенты вторичной социализации полу­чают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первич­ной социализации - не получают.

Процесс социализации раскрывается через исследование так называемых агентов социализации , т.е. тех социальных структур(семья, малая группа, коллектив, школа, политические организации, церковь и т.д.), которые составляют социальную среду обитания индивида.

Следует обратить внимание на то, что роль агентов социализации неодинакова на различных этапах процесса формирования социальных качеств и в различных обществах (традиционных и современных, аграрных и индустриальных, восточных и западных, мусульманских и католических и т.д.). Семья многими признаётся в качестве первичного социализирующего коллектива. Однако роль семьи в традиционном обществе более значима, чем в современном. Процессы социализации подвержены влиянию политических режимов. Степень демократичности общества определяется также и тем, насколько процесс социализации индивидов подвержен контролю и воздействию политических властвующих структур.

Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие «агенты».

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.

Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым.

Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых.

Но этого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда – противоречивое, разнонаправленное. Причем противоречие характеризует дисгармонию между:

    агентами первичной социализации,

    агентами вторичной социализации,

    агентами первичной и вторичной социализации. Если, к примеру, семья учит подростка одним ценностям, а группа сверстников – совсем другим, то между агентами первичной социализации формируется не только конкуренция, но и противоречие.

Другой пример – различие между религиозными ценностями и ценностями бизнеса. Религия учит нас таким нравственным нормам, как помощь близким, учит не обманывать, быть скромными в своих желаниях и потребностях и основное время уделять решению духовных вопросов. Бизнес же требует прямо противоположного: часто он построен на обмане, погоне за материальными ценностями, стремлении выделиться, сделать карьеру. Он вынуждает профессионального бизнесмена посвятить все свое время решению только материальных вопросов, в то время как церковь призывает человека думать о вечном, нематериальном.

В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. Родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.

В глубокое противоречие между собой вступают и два других института социализации – образование и армия. Призыв юношей в армию на два года сразу после окончания школы часто становится барьером на пути образования. Через два года службы в армии знания, полученные в школе, улетучиваются. Происходит переоценка ценностей, может пропасть и мотивация к учебе. Чем больше разрыв между двумя стабильными периодами (школой и вузом), тем глубже кризис и необратимей процесс.